Гномы - некогда великая раса, вот уже долгое время стоящая на грани полного уничтожения. Когда-то они были очень многочисленным народом, не уступавшим по численности людям и эльфам. Их подземное царство, охватывавшее большую часть подземелий под Тедасом, включало в себя двенадцать городов и бесчисленное количество тейгов (небольших поселений или колоний).
Но грянул Первый Мор и золотой век подземной империи кончился. Гномы отчаянно защищали свои земли от полезших из всех щелей порождений Тьмы, но тех было не счесть. Наконец, ради спасения столицы империи - Орзаммара, подземным владыкам пришлось запечатать почти все Глубинные тропы, отрезав тем самым большую часть тейгов и даже некоторые города от остального мира. Утратив большую часть своего государства, гномы отныне были обречены на постоянную борьбу за выживание, теряя в бесчисленных битвах с порождениями Тьмы тейг за тейгом и отступая все дальше...
Религия гномов
В отличие от большинства других культур, гномы не поклоняются богам. Вместо этого они почитают камень, который окружает их всю жизнь, своих предков и Совершенных.
Не каждый умерший гном считается предком. К их числу принадлежат лишь те, кто вел достойную жизнь и принял благородную смерть. Умирая, они возвращаются в камень, тем самым укрепляя его. Слабых или недостойных камень отвергает навсегда.
Если гномам необходимо узнать волю предков, они устраивают жестокие поединки, именуемые Испытаниями. Победу, добытую в ходе такого поединка, оспорить не посмеет никто, ведь судьи на них - предки, выносящие свой приговор.
Вровень с предками и выше даже королей стоят Совершенные - гномы, которые еще при жизни поднялись почти до уровня божеств.
Совершенные - элита общества гномов. Они - умелые воины, великие политики, искусные кузнецы, которым все стремятся подражать. Избирает Совершенных Совет Орзаммара, а их имена, поступки и деяния заносятся в летописи Хранителями. Все города и тейги гномов украшены большими и малыми статуями, изображающими великих Совершенных прошлого.
Список известных Совершенных:
Астит - первая женщина-воин. Основательница ордена Молчаливых Сестер.
Бемот - каста неизвестна. Стал королем, уже будучи Совершенным.
Бранка - кузнец. Изобрела бездымный уголь.
Варен - каста неизвестна. Обнаружил, что наги съедобны.
Волней - каста неизвестна. Деяния неизвестны.
Гарал - каста неизвестна. Перенес столицу из Кэл-Шарока в Орзаммар.
Герлон - неприкасаемый. Невероятным образом сумел стать королем.
Каридин - кузнец. Стал Совершенным благодаря изобретению големов.
Линчар - каста неизвестна. Обладал поэтическим даром.
Ортан - каста неизвестна. Деяния неизвестны.
Свесс - каста неизвестна. Сложил множество стихов.
Хирол - воин. Превосходно разбирался в кузнечном ремесле и политике.
Эдукан - воин. Остановил орды порождений Тьмы во время Первого Мора.
Големы
Големы - вот, пожалуй, самое великое изобретение гномов. Созданные Совершенным Каридином из стали или камня, они некогда являлись важнейшей частью обороны Орзаммара. Практически вечные и абсолютно послушные, способные метать огромные камни и прорывать порядки врага, эти огромные создания стоили в бою дюжины воинов и во время войны становились страшным, сокрушительным оружием.
Утратив секрет изготовления, гномы стали тщательно оберегать оставшихся големов. Теперь в бой их вводили только в тех случаях, когда сражения с порождениями Тьмы складывались крайне неудачно. К моменту начала Пятого Мора у гномов осталось не более двух десятков големов.
Однако, примерно в это же время тайна исчезновения Каридина оказалась раскрыта. При помощи Наковальни Пустоты - изобретения, принесшего ему славу и почет, он мог ковать големов, но для оживления каждого из них требовалась душа гнома. Первые големы были оживлены душами добровольцев, откликнувшихся на призыв Совершенного и готовых пожертвовать собой ради спасения своего народа. Но таких храбрецов было немного, и потому король Валтор стал отправлять к Каридину преступников, неприкасаемых, своих политических противников...
Совершенный, желавший работать только с теми, кто по своей воле хотел стать големом, воспротивился воле короля и сам попал на Наковальню. Только став подобным своим созданиям, Каридин наконец осознал, насколько же ужасно его изобретение. Закрывшись в кузнице и включив смертоносные ловушки на подходах к ней, он стал искать способ уничтожить свое самое великое и самое страшное изобретение...
Касты
Все общество гномов поделено на касты в соответствии со строгой иерархией. Всего их семь - это знать, воины, кузнецы, рудокопы, торговцы, слуги и неприкасаемые. На первый взгляд может показаться, что точно такое же разделение есть и у людей - но это впечатление ошибочно. Безусловно, на поверхности тоже есть разделение на дворян, ремесленников, купцов, которые наследуют положение в обществе от родителей. Однако, младшие сыновья дворян частенько становятся ремесленниками или солдатами. Сын ремесленника может вступить в армию, стать слугой или наняться учеником к кузнецу. У людей всегда есть выбор, пусть даже и ограниченный от рождения.
Но то, что многие люди выбирают, гномы получают с рождением и навсегда. Никто не может стать кузнецом, если не родиться в касте кузнецов. Слуга, женившийся на знатной женщине, сам никогда не станет знатным. Хотя его дочери будут знатными дамами, сыновья останутся слугами, ибо дочери наследуют касту матери, а сыновья - касту отца.
Благородная каста
Все знатные гномы занимаются вложением денег. Они покровительствуют способным воинам, шахтерам, кузнецам. Вкладывая деньги в магазины торговцев или мастерские ремесленников, знать получает взамен часть прибыли и солидный кредит. Если воин побеждает в сражениях и Испытаниях, то поддерживающий его Дом получает свою долю почета и уважения. Все это - часть большой политической игры Орзаммара, в которой благородные Дома соперничают за право спонсирования многообещающих воинов или талантливых мастеров, чтобы потом получить преимущество перед конкурентами.
Войска гномов состоят из различных Домов касты воинов. Каждый воинский Дом состоит на службе у одного из знатных Домов.
К примеру, правящая королевская семья в Орзаммаре - Эдуканы. Им присягнула на верность дюжина или даже больше воинских Домов. Король, как глава дома Эдуканов, назначает членов своей семьи командовать теми воинами, которые служат ему.
Дом Медра - один из воинских Домов, поклявшихся в верности Эдуканам. У Медры есть свой собственный глава - старейший матриарх или патриарх семьи. Именно он решает, какие из воинов его рода встанут под начало нового командира. Поскольку Дом Медра служит королевской семье, он считается одним из наиболее привилегированных. Его члены получают лучшее оружие и доспехи от известных кузнецов. Воины меньших Домов всеми силами стараются присоединиться к Дому Медра.
Но если с Домом Эдукан что-то случится - например, он будет опозорен или потеряет трон, то Дом Медра падет вместе с ним.
Каста кузнецов
Кузнецов все уважают. Дети, родившиеся в этой касте, обязательно изучают ремесло своих родителей так же, как это делали их предки.
Женщины тоже могут стать кузнецами, хотя для них более приемлемо замужество и рождение детей для своей касты.
Каста слуг
Большинство членов касты слуг гордится своим положением и с презрением относится к неприкасаемым.
Каста гномов-наземников
По правде говоря, гномы, живущие на поверхности, стоят вне иерархии гномов. Уходящий наверх лишается касты, дома и расположения предков. Для Орзаммара он отныне отверженный.
Тем не менее, в последнее время многие из гномов перебрались на поверхность. Одни из них неприкасаемые - им нечего терять. Другие верят, что могут здесь чего-то достичь. Третьи полагают, что рано или поздно остатки владений гномов будут захвачены порождениями Тьмы.
Каста неприкасаемых
Неприкасаемые - низшая каста подземного общества. Несчастные члены этой касты, считаемые потомками преступников и прочего сброда, презираются всеми остальными гномами. С давних пор они селятся в Пыльном городе - ветхих руинах на самой окраине Орзаммара.
Но, несмотря на весь ужас положения неприкасаемых, у них все-таки есть шанс подняться к более высоким слоям подземного общества. Поскольку каста гнома определятся по родителю одного с ним пола, то мальчик, зачатый от знатного отца, считается принадлежащим к отцовскому Дому. Для многих неприкасаемых женщин считается вполне приемлемым обучаться придворным искусствам, дабы вернее заманивать знать и воинов. Учитывая низкий уровень рождаемости у гномов, появление на свет ребенка от подобной связи считается радостным событием. Мать и все ее семейство становятся членами касты, к которой принадлежит дитя - дабы не запятнать его происхождение.
Политика
Политика - неотъемлемая часть повседневной жизни Орзаммара. Все в этом городе с кем-то связаны - кровным родством или устным соглашением. Знатные Дома активно борются между собой за право поддержки того или иного воина, кузнеца, торговца.
Между тем, власть каждого Дома весьма относительна. Самый влиятельным является тот Дом, чей представитель сидит на троне, но ступенькой ниже уже царит неразбериха. Дома заключают между собой союзы посредством брака, а почет и уважение получают за счет верных им воинов, ремесленников, торговцев. Победивший на Испытаниях воин, ремесленник, чьи товары стали модными, разбогатевший купец - все они славят и поддерживают тот Дом, который вложил в них деньги.
Однако, степень власти, приобретенной этими достижениям, настолько неясна даже для самих гномов, что знать нередко бросает друг другу вызов на Испытаниях с целью решить, чьи кузнецы мастерят лучшие пряжки для поясов или чьи слуги лучше воспитаны. Воины, ремесленники и торговцы тоже нередко спорят о том, чей знатный Дом завоевал больше популярности, ведь успех покровителя - это успех и его подопечного.
Нагляднее всего это видно в Совете, где собираются деширы - представители всех знатных Домов. Хоть Орзаммаром формально и правит король, избирает его все же Совет. По этой причине короли вынуждены постоянно трудиться, зарабатывая поддержку деширов. Непопулярный король может обнаружить, что Совет не считает его наследника достойным трона. В этом случае власть переходит к другому дому.
Главный Летописец - один из таких Хранителей. Задача этого мудреца - вести хроники, представляющие огромную ценность для всех гномов.
Хроники - это архивы и летописи подземного народа. Летописи повествуют об истории гномов и ведутся вот уже более тысячи лет. В архивах же содержатся записи о каждом жителе Орзаммара и подробные отчеты обо всех важных событиях, случившихся со дня основания города.
Испытания
Испытания - смертельные бои на арене, за которыми следят многочисленные зрители. Кому-то может показаться, что это всего лишь другое название гладиаторских боев, пришедших из древнего Тевинтера. Однако, это не так или не совсем так. Основное предназначение Испытаний - решать споры между знатными Домами, которые выставляют своих поединщиков - воин-чемпионов. Гномы верят в то, что их предки следят за Испытаниями, и потому победа в таком поединке - священна. Нередко схватки завершаются гибелью одного из участников, но одна смерть в любом случае предпочтительнее кровавой резни между Домами.
Поединки устраиваются не только между знатными соперниками. Почти каждый оскорбленный гном (исключением являются лишь неприкасаемые) может вызвать своего обидчика на бой, кем бы он ни был.
В последнее время Испытания начинают устраивать по случаю каких-либо празднеств или же просто для развлечения народа. Каждый год лучшие бойцы Орзаммара встречаются на большом турнире, дабы сойтись в смертельных поединках.
Гномы - непревзойденные кузнецы, чьи доспехи и оружие ценятся на вес золота. Но, несмотря на это, основной доход Орзаммару приносит продажа не изделий из металла, а лириума - очень редкого минерала. Лишь немногие из семейств рудокопов отваживаются добывать его. В сыром виде лириум поет, поэтому внимательные гномы ищут жилы в толще камня на слух.
Несмотря на всю природную сопротивляемость подземного народа этому веществу, обработка сырого лириума крайне опасна для всех, кроме самых опытных и умелых членов касты рудокопов. Контакт с необработанным минералом оборачивается для некоторых гномов глухотой или потерей памяти, а для эльфов и людей - тошнотой, волдырями на коже и сумасшествием. Маги же к необработанному лириуму даже не смеют приближаться - для них это верная смерть.
Однако, лириум не только самый опасный, но еще и самый ценный минерал из всех известных. В Тевинтере, например, он ценится дороже бриллиантов. На поверхность гномы продают лишь небольшое количество обработанного вещества - большую часть они поставляют собственным кузнецам, которые используют его во время ковки. Лириум, предназначенный для поверхности, передается только Церкви, за чем она строго следит. Потом минерал распределятся между храмовниками и магами. Первые с его помощью могут находить и уничтожать малефикаров, вторые - посещать Тень в полном сознании и быстро восстанавливать свою магическую силу.
Часть переданного магам минерала уходит на создание вещей, наделенных необычными свойствами - начиная от специальным образом закаленного камня для построек и заканчивая серебряными доспехами короля Каленхада.
Воинские организации
Камнедробильщики - так назывался легион Кэл Шарока, города-побратима Орзаммара. Во многом он был похож на Легион Мертвых - в нем тоже состояли гномы, обреченные на гибель в бою.
Молчаливые Сестры - орден женщин-воинов, основанный Астит Мрачной, которая впоследствии стала Совершенной.
Астит - женщина из касты воинов, ставшая первой бороться за право женщин быть солдатами. Когда ее не стали слушать, она отрезала себе язык и усердно упражнялась до тех пор, пока безоружной не выиграла Великие Испытания. В память о ней все Молчаливые Сестры отрезают себе язык.
Легион Мертвых - легендарное воинское подразделение гномов. Суть Легиона состоит в том, что все его воины - мертвые. Право вступить в него имеет любой гном, если он готов добровольно отречься от всего, что имеет. Похоронный обряд проводится по всем правилам: рекрут прощается с родными и близкими, раздает наследникам все свое имущество. Потом по нему справляют тризну, как по покойному и кладут на его могилу вещи, которые могут пригодиться в загробной жизни (как правило, это воинское снаряжение - единственное, что необходимо члену Легиона Мертвых). В конце уходящий произносит последнее слово. После этого все кончено - воин уходит на Глубинные тропы и больше не возвращается. Отныне его участь - биться до последней капли крови с чудовищами, отнявшими у гномов почти всю их древнюю родину.
Единственный, кто может приказывать Легиону - это король гномов. Легионеры подчиняются ему и только ему.
Легионерам ничего терять, их удел - вечная битва, и потому они известны как невероятно упорные, беспощадные и искусные бойцы. Отличительный знак каждого из воителей - черно-серые доспехи, разрисованные мрачными узорами.
При штурме крепости Кэл-Хирол легионеры полегли почти все, так и не захватив ее. В страшной бойне выжил всего один разведчик. Пока остается неясным, станет ли это печальное событие концом истории Легиона Мертвых, или же гномам все-таки удастся возродить его славные традиции...
Города и крепости
Орзаммар - нынешняя столица гномов, когда-то служившая всего лишь пристанищем для каст рудокопов и кузнецов. Все изменилось во времена Тевинтерской империи, когда Совершенный Гарал переместил всю верховную власть в Орзаммар, дабы наблюдать за едва начавшейся торговлей с верхним миром. Из всех известных нам городов и поселений гномов только этот имеет выход на поверхность.
Орзаммар расположен глубоко под землей, в самом сердце Морозных гор. Город, изгибаясь дугой, отходит от королевского дворца, выстроенного вокруг природного выхода лавы. Расплавленный камень, непрерывно извергающийся оттуда, освещает и обогревает всю пещеру.
Верхний ярус Орзаммар - Алмазные залы, отдан касте знатных воинов, чьи дома высятся рядами по обе стороны от королевского дворца, а также Хранителям, которые ведут летописи и оберегают знания гномов.
Нижний ярус - это Общинные залы, где господствует каста торговцев и выставляются на продажу лучшие произведения орзаммарских ремесленников. В центре лавовой реки располагается Арена Испытаний, соединенная дамбой с Общинными залами. Это священное место, где гномы по древней традиции улаживают споры.
На одном берегу огненной реки находятся развалины старинных гномьих дворцов, давно обветшавших и пришедших в негодность. Жители Орзаммара называют это место Пыльным городом, обитают же в нем гномы касты неприкасаемых.
На другом берегу реки начинаются Глубинные тропы, некогда соединявшие самые отдаленные уголки подземной империи. Не стоит считать их какими-нибудь темными и мрачными туннелями - это подлинные произведения искусства. Геометрия стен отражает столетия тщательного планирования, изваяния Совершенных стоят на всех участках пути, а потоки лавы дают тепло и свет.
К сожалению, почти все они были запечатаны еще во время первого Мора, дабы уберечь Орзаммар от нашествия порождений Тьмы. В наши дни почти все сведения об этом лабиринте подземных дорог утрачены даже для их создателей.
Кэл-Шарок - первая столица подземной империи, расположенная под горами Охотничьего рога. Город утратил свой статус вскоре после начала торговли с Тевинтером, так как в отличие от Орзаммара он не имел выхода на поверхность.
Связь с Кэл-Шароком была потеряна в 1155 году по летосчислению Тевинтера, когда на поверхности бушевал Второй Мор. Посчитав этот город и многие другие поселения гномов погибшими, правивший в то время король Тристон повелел запечатать большую часть Глубинных троп ради спасения Орзаммара.
Но Кэл-Шарок не погиб. Не имея выхода на поверхность, лишившись надежды на всякую помощь, он все-таки смог выстоять. Связь с ним была восстановлена относительно недавно - при короле Эндрине Эдукане. Однако, гномы Кэл-Шарока крайне неохотно идут на контакт со своими соплеменниками - они ненавидят и презирают потомков тех, кто когда-то бросил их умирать под натиском чудовищ.
Кэл-Хирол - крепость, выстроенная Совершенным Хиролом. Со временем прославилась как центр обучения кузнецов. Именно в ее стенах Хирол создал множество своих знаменитых изобретений, а его любимый ученик придумал способ хранить очищенный лириум, который используется и по сей день.
Эти великие изобретения обеспечили Кэл-Хиролу богатство и процветание, но это же поселение одним из первых оказалось под ударом порождений Тьмы. Горстка воинов и несколько сотен неприкасаемых, взявших в руки оружие, пять дней удерживали крепость, дав шанс всем остальным жителям успеть добраться до Орзаммара.
Кэл-Хирол пал, вместе с ним оказались утеряны многие из секретов кузнечного ремесла, но и поныне на его улицах бьются духи погибших здесь сотни лет назад гномов и чудовищ.
В 13-ый год века Дракона - за 17 лет до начала Пятого Мора, эта твердыня была захвачена порождениями Тьмы. Потеря Бонаммара стала самым тяжким ударом по остаткам государства гномов за последние несколько десятилетий. Со временем крепость и все прилегающие к ней территории получили новое название - Мертвые рвы.
Тысяча лет непрерывных боев, сотни разрушенных поселений, бессчетное количество погибших... Гномы отчаянно цепляются за остатки своей когда-то великой империи и не теряют надежды на возвращение утраченных владений. От того, кто займет королевский трон Орзаммара, зависит судьба целого народа...
Часть материала была взята с сайта