Геймер KoresHxD 13
Ветка тяжелых танков СССР.Как это было?Часть 2 (трафик, многа букаф)
Ниже предоставлен обзор ветки тяжелых танков СССР.
Если не хочется читать историю создания танков и случаи боевого применения ,спойлер "Для любознательных" не открывайте.
Тяжелый танк ИС
ИС-1
Самое непосредственное влияние на темпы изготовления этих машин оказало появление зимой 1942–1943 на Восточном фронте новейших немецких тяжелых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.
Основным вооружением ИС-1 являлась пушка Д-5Т калибра 85 мм. На танке ИС-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2520 патронов. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.
Создаваемые на ЧКЗ новые танки ИС не предназначались специально для противодействия «немецкому зверинцу», а являлись именно танками прорыва, для которых главным была толстая броня, но в тот момент только эти танки могли быть вооружены мощной артсистемой, способной успешно бороться с «Тиграми» и «Пантерами».
После обсуждения в ОГК НКТП к изготовлению утвердили проекты танков «ИС образец № 3» с 85-мм пушкой и «ИС образец № 4» со 107-мм пушкой. В этих проектах конструкторы вернулись к хорошо отработанной шестикатковой ходовой части, по типу КВ-1, в конструкции корпуса было применено широко опробованное на КВ-13 и ранних прототипах ИС броневое литье.
Танки спешили сделать к летней кампании 1943 г., но возникали трудности. Выяснилось, что 107-мм боеприпасы были сняты с производства еще в начале 1942 г., а возобновлять его не позволяет дефицит оборудования (тем более, что вместо одного 107-мм выстрела можно было сделать не менее 2-х 85-мм, или трех-четырех 76-мм). В имевшихся на складах запасах 107-мм выстрелов преобладали гранаты дореволюционного выпуска. ИС со 107-мм пушкой оказался бы без боеприпасов.
Первые два изготовленных эталонных ИС были оснащены пушками «конкурирующих фирм»:
танк № I получил 85-мм пушку Д-5Т-85 конструкции ОКБ N9.
танк № 2 - 85-мм пушку С-31 ЦАКБ, доработанную по результатам опробования макета С-18 на танке «ИС образец №3».
Одновременно с этими танками испытывались также их «собратья», рожденные на базе КВ-1С — один танк нес пушку Д-5Т-85 в башне танка ИС, а другой — С-31 в штатной башне КВ-1С.
Сравнительные испытания показали преимущества орудия Д-5Т, казенная часть которого отличалась меньшими габаритами и массой, хотя имевшего совершенно новую конструкцию (С-31 была разработана на базе ЗИС-5 и позволяла переключиться на ее выпуск без перестройки производства). Именно орудие Д-5 было рекомендовано для вооружения танка ИС-85, как обеспечивающее более комфортные условия работы экипажа. Установку на шасси КВ башни танка ИС военные представители сочли тогда неприемлемой, так как она требовала переделки подбашенной коробки.
31 июля 1943 г. в Москву для показа И.Сталину, вместе с другими опытными образцами боевой техники, прибыли новые танки КВ-85, ИС-85 и самоходно артиллерийская установка ИСУ-152. 8 августа 1943 г. эти танки продемонстрировали членам правительства. 4 сентября 1943 г. постановлением ГОКО № 4043сс тяжелые танки КВ-85, ИС-85 и САУ ИСУ-152 были приняты на вооружение Красной Армии и к серийному производству.
Главным отличием танка ИС-122 первых выпусков от ИС-85 была 122-мм пушка Д-25Т. Боекомплект последней состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания с осколочно-фугасными снарядами 53-ОФ-471 и бронебойно-трассирующими 53-БР-471. Боекомплект пулеметов сократился до 2331 патрона. Число пулеметов осталось прежним
Но утвержденное начало серийного производства еще не означало, что в сентябре 1943 г. новые танки уже пошли в бой. Трудности производственно-технологического характера задержали отгрузку машин армии до середины ноября 1943 г. Танк ждали, на него возлагали большие надежды, которым не суждено было сбыться. Первые же фронтовые испытания КВ-85 и ИС-85 показали, что тяжелым танкам часто приходилось отвлекаться от своей главной задачи - взламывания вражеской обороны на борьбу с немецкими танками, а в ней они не могли особо похвастать своими победами.
Против тяжелых танков, и особенно штурмовых орудий «Артштурм-2» (StuG 40) эффективно воспользоваться своим 85-мм орудием танки могли только с дистанции не более 400-600 м, когда их броня уже не являлась преградой для бронебойных (и особенно - подкалиберных) снарядов пушек «Тигров», «Пантер» и штурмовых орудий.
Самоходные же установки «Фердинанд» и «Насхорн» могли поражать новый советский танк с дистанции 2000 м и более.
Даже самая массовая немецкая противотанковая пушка того времени - РаК 40, успешно расправлялась с ИС, ведя огонь с дистанции 500-800 м по бортам и башне танка.
С весны 1944 года танки КВ-85 Приказом переименовали в ИС-1, а ИС-122 в ИС-2.
ИС-2
Танк был принят на вооружение Красной Армии в конце 1943 года и производился серийно с 1943 по 1946 год. Он представляет собой модификацию танка ИС-1 с вооружением, усиленным за счет установки весьма мощной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом. Новая боевая машина обладала всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. В ходе испытаний при стрельбе по трофейному немецкому танку Т-V "Пантера" с расстояния 1500 метров снаряд танковой пушки пробил лобовую броню и, не утратив еще своей энергии, прошил все внутренности "Пантеры", вышиб по швам сварки броневую плиту на корме и отбросил ее от машины.
Столкновения ИС-2 с "тиграми" были довольно редкими. Во всяком случае в описаниях боевого пути немецких тяжелых танковых батальонов таких фактов встречается не более десяти, причем с участием и "Тигра II". Заслуживает упоминания бой в Венгрии в районе Будапешта в ноябре 1944 года с танками 503-го батальона. Более крупное столкновение произошло 12 января 1945 года в ходе Висло-Одерской операции Красной Армии. Колонна "тигров II" из 524-го тяжелого танкового батальона столкнулась с нашими танками у деревни Лисов. Обе стороны понесли тяжелые потери.
При этом основным врагом наших танков стал пехотинец, вооруженный "фаустпатроном" (Faustpatrone), "панцерфаустом" (Panzerfaust) или "панцершреком" (Panzerschreck). Красноармейцы, не разбиравшиеся в тонкостях немецких названий, называли все виды этого оружия "фаустпатронами", или короче - "фаустами", а солдат, использовавших их, - "фаустниками".
Во время боев в городах на "фаустпатроны" приходилось до 70% всех подбитых танков. В качестве защиты от них в начале 1945 года боевые машины начали оборудовать противокумулятивными экранами, которые изготавливались и устанавливались большей частью кустарно силами танкоремонтных подразделений из тонких металлических листов, сетки и даже спиралей Бруно, сплющенных танковыми гусеницами.
Кумулятивная граната "фаустпатрона", взрываясь на экране, разносила его в клочья, но на основной броне оставляла лишь оплавленную вороночку, которую танкисты с черным юмором людей, ежеминутно смотрящих в глаза смерти, называли "засос ведьмы".
Официальный приказ министра обороны о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии был отдан только в 1995 году!
ИС-3
оздание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2-3 выстр /мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась во всех советских танках, от Т-54 до Т-90 и в ИС-7 и Т-10 (также известен как ИС-10) и также обеспечивала гораздо более хорошую снарядозащищенность, по сравнению с предыдущими версиями башен, устанавливаемых на советских танках.
С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 («Кировец-1»). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ «Шершень» и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.
В итогах отчета по испытаниям было сказано:
«Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км — не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете».
Тем не менее серийное производство ИС-3 было недолгим и окончилось в 1946 году после выпуска 2311 машин. Причиной послужил случай на тестовых стрельбах, когда снаряд попал точно в сварной шов «щучьего носа» и от возникших механических напряжений все сварные швы танка лопнули. Усиление сварных швов верхней лобовой детали было немедленно введено в программу УКН, но сам ИС-3 сразу же был выведен из категории перспективных образцов боевой техники. Он был заменён в производстве небольшой серией тяжёлых танков ИС-4 с традиционной формой лобовой оконечности, которые тоже далеко не полностью устраивали руководство страны. В итоге к «щучьему носу» вернулись в конструкции тяжёлого танка ИС-10 (Т-10) после существенной доработки его снарядостойкости.
Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине в честь победы над Японией.
ИС-4
В начале 1944 г. по инициативе инженеров ЧКЗ была начата разработка нового танка, первое время получившего обозначение "К”, затем замененное на "Объект 701”. Ведущим инженером проекта был назначен Л.С.Троянов, а общее руководство осуществлялось директором завода И.М.Зальцманом (директор), главным инженером С.Н.Махониным и главным конструктором Н.Л.Духовым. Танк, в целом, сохранил конструкцию опытных машин, но задуманное усиление бронирования привело к доработке ходовой части, корпуса и башни. Масса танка приближалась к 50 тоннам, что выводило её за рамки ограничений, наложенных самим Сталиным (46 тонн).
Первый опытный образец "Объект 701-1", оснащенный 122-мм пушкой Д-25Т, был готов уже в апреле 1944 года и в течении мая-июня прошел испытания пробегом в 1230 км. В скором времени танк отправили на доработку, в результате которой было принято решение продолжить работу на двух других прототипах.
Второй опытный образец ("Объект 701-2") оснащался 122-мм пушкой С-34-2 и конструктивно практически не отличался от "Объекта 701-1". Третий прототип ("Объект 701-3") был аналогичен предыдущей машине, за исключением 100-мм пушкой С-34-1, имевшей боекомплект 30 выстрелов и начальную скорость бронебойного снаряда 800 м\с. Толщина бронирования корпуса в лобовой части и с бортов была доведена до 160 мм, что повлекло за собой удлинение ходовой части на один опорный каток, для более равномерного распределения нагрузки. Установленный на прототие 12-цилиндровый двигатель В-12 мощностью 750 л.с., позволял развивать скорость до 43 км\ч, но масса танка при этом возросла, что заметно ухудшило проходимость и подвижность.
Тем не менее, корпуса обеих танков успешно прошли испытания обстрелом. В августе 1944 года на полигоне НИБТ по ним было выпущено несколько десятков снарядов из отечественных орудий ЗИС-2 (57-мм), ЗИС-3 (76-мм), Д-25 (122-м) и МЛ-20 (152-мм), а также из трофейных немецких РаК 43 (88-мм) и KwK 42 (75-мм). В отчете отмечалось, что танки типа "Объект 701" практически неуязвимы для пушек калибра 75-88 мм (с начальной скоростью снаряда до 1000 м\с) при обстреле с фронта под углом 60 градусов по корпусу и 30 градусов по башне.
В сентябре 1944 года ходовые испытания прошел "Объект 701-4" с улучшенной трансмиссией, "намотавший" на полигоне 1160 км. Так как полностью устранить недоработки на этой машине не удалось, испытания продолжили на следующей машине.
Прототип "Объект 701-5", выпущенный в ноябре 1944 г., отличался от первого опытного образца только башней, толщина брони которой была доведена до 250 мм. Это делало её непробиваемой для любого немецкого орудия того времени на дистанциях более 1000 метров, а толщину кормового листа увеличили до 120 мм. Кроме того, вместо 100-мм было установлено 122-мм орудие Д-25Т, что отчасти унифицировало этот танк с серийными машинами. Такие доработки привели к тому, что боевой вес "701-5" составил 55900 кг, но даже в этом случае он был меньше, чем у знаменитого "королевского тигра” с его огромными размерами и более тонкой бронёй.
В отчете военной комиссии под председательством инженер-полковника Благонравова отмечалось следующее:
"Опытный танк 701 обладает сильной броневой защитой, мощным вооружением, хорошей маневренностью, достаточной надежностью агрегатов и механизмов. Управление простое и легкое, эксплуатационные показатели высокие, в обслуживании танк прост, удобен и не требует частых регулировок. На основании результатов комиссия считает необходимым рекомендовать Объект 701 к принятию на вооружение Красной Армии".
Испытания шестого опытного образца ("Объект 701-6"), состоявшиеся с 6 по 21 апреля 1945 года в Челябинске, по большей части подтвердили предыдущие выводы, что позволило руководству ЧКЗ составить письмо на имя наркома танковой промышленности В.А.Малышева с предложением начать серийную постройку танка с темпом выпуска 10 машин в мае, 30 - в июне, 60 - в июле, и далее - по 100 машин ежемесячно.
ем временем на поступивших в войска ИС-3 выявили несколько серьёзных недоработок, без устранения которых текущая эксплуатация этих танков была невозможна. Поскольку конструкции обеих машин были во многом схожи, встал вопрос и целесообразности серийного выпуска танков 701, который не имели отличий от ИС-3 за исключением более тяжелого бронирования и, как следствие, огромной массы. Однако этот вопрос рассматривался и под другим "углом зрения". 14 февраля 1946 года представители Министерства Транспортного машиностроения и Вооруженных Сил обратились к правительству с просьбой начать производство танков 701 вместо имеющихся ИС-3, надеясь, что новая машина окажется лучше предшественника. Приказом №961-403сс от 29 апреля танк "Объект 701" принимался на вооружение РККА под обозначением ИС-4.
Вооружение серийного ИС-4 было несколько усилено, по сравнению с ИС-2 и ИС-3. В башне устанавливалась спаренная установка из 122-мм пушки Д-25Т и 12,7-мм пулемета ДШК. На башенной зенитной турели находился ещё один ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т. Для стрельбы из орудия прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-45, с закрытых позиций стрельба велась с использованием бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.
Ходовая часть, в связи с увеличением массы танка, была модифицирована. На ИС-4 она состояла из 7 сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, направляющего колеса с винтовыми натяжными механизмами и ведущего колеса заднего расположения со съёмными венцами из 14 зубьев. Гусеница была выполнена мелкозвенчатой с 86 цельнолитыми траками. Шаг трака составил 160 мм, ширина – 720 мм. Силовая установка танка состояла из 12-цилиндрового 4-тактного V-образного бескомпрессорного двигателя В-12 жидкостного охлаждения мощностью 750 л.с. при 2100 об\мин с 2-ступенчатыми воздухоочистителями типа "Мультициклон”.
Как и следовало ожидать, кроме более мощной бронезащиты этот танк никакими преимуществами перед ИС-2 и ИС-3 не обладал, а по таким показателям, как скорость и боевая подвижность даже уступал. Кроме того, ИС-4 имел более низкую эксплуатационную надежность, а его стоимость (в ценах того времени) составила 994000 рублей. Для сравнения, средний танк Т-54А стоил тогда 326000 рублей.
Первые серийные танки в конце 1947 г. были направлены в Челябинск, где вошли в состав танко-технического училища и 30-го учебного танкового полка (по 4 единицы). Большая часть танков выпуска 1947-го и, отчасти, 1948 гг. отправились на 22-ю базу резерва танков. Оставшиеся танки последних серий выпуска вошли в состав подразделений 5-й гвардейской танковой армии.
Учитывая массу эксплуатационных недостатков большую часть танков ИС-4 в середине 1950-х гг. отправили служить на Дальний Восток, к китайской границе. Из эксплуатации их вывели в начале 1960-х гг., причем несколько машин частично разукомплектовали, превратив в долговременные огневые точки.
ИС-7
Пожалуй, ИС-7 можно назвать самым знаменитым, из непринятых на вооружение советских танков. Всему виной его уникальные боевые свойства. Так же эта машина интересна и с точки зрения альтернативной истории. Что б кто не говорил о возможности её встречи с проектируемыми в конце войны немецкими сверхтяжёлыми танками, но сами немцы свои невыпущенные машины сравнивают именно с ИС-7 а не с ИС-3, как могло бы показаться на первый взгляд.
Весной 1944 г. после снятия блокады Ленинграда на ещё полуразрушенном Кировском заводе было решено наладить производство самоходных артиллерийских установок ИСУ-152. Здесь же был организован филиал Опытного завода №100, куда стали постепенно возвращаться из эвакуации ленинградские конструкторы. Должность директора филиала занял Ж. Котин. Под его руководством развернулись работы над проектом нового хорошо вооружённого тяжёлого танка с мощной броней, получившего заводское обозначение «объект 260», а позднее — индекс ИС-7.
Высокий уровень защиты ИС-7 обеспечивался не только увеличением толщины броневых листов, но и за счёт значительного их наклона, а также применением дифференциального бронирования. Форма лобовой части корпуса была аналогична ИС-3 — «щучий нос» несколько сглаженных очертаний. Масса ИС-7 достигала 68 т. Поэтому для обеспечения достаточной подвижности требовалось повысить мощность силовой установки. Планировалось установить два дизеля В-11 или В-16 общей мощностью 1200 л.с., применив электрическую трансмиссию, аналогичную испытанной на опытном образце танка ИС-6 («объект 253»).
Однако до изготовления первого варианта ИС-7 в металле дело не дошло. Построили только его деревянный макет в натуральную величину и после устранения замечаний макетной комиссии в 1946 г. начали проектирование второго варианта. В том же году было принято решение о постройке двух опытных экземпляров. Ведущим конструктором машины назначили инженера Г. Ефимова, а общее руководство осуществлял А. Ермолаев.
Второй вариант «объекта 260» существенно отличался от принятого проекта.
Поскольку работы по созданию спарки двигателей В-16 не удалось выполнить в срок, на обеих опытных машинах установили дизель ТД-30, разработанный на базе авиационного двигателя АЧ-300. Для его охлаждения впервые на советских танках применили эжекционную систему. Вместо электрической трансмиссии пришлось поставить обычную механическую.
Нововведением в конструкции танка стала ходовая часть без поддерживающих роликов — верхняя ветвь гусеницы лежала непосредственно на опорных катках. Использование траков с резино-металлическим шарниром значительно увеличило износоустойчивость гусеницы и уменьшило шум при движении танка.
Первый экземпляр опытной машины вооружили 130-мм орудием С-26. Заряжание его было раздельно-гильзовым, масса снаряда составляла 33 кг. Поэтому для повышения скорострельности и облегчения работы экипажа установили механизм заряжания с пневмоприводом, разработанным совместно с НИИ артиллерийского вооружения.
Танк также вооружался двумя 14,5-мм пулемётами КПВ-44 и двумя 7,62-мм пулемётами ДТ. Однако в ходе разработки «ассортимент» оружия расширили. На башне смонтировали крупнокалиберный КПВ-44, отведя ему роль зенитного, два 7,62-мм пулемёта РП-46 спарили с орудием, два таких же боковых — поставили с обеих сторон корпуса на надгусе-ничных полках, ещё два РП-46 со следящим приводом разместили на турельной установке в корме башни.
Экипаж танка состоял из пяти человек, причём четверых из них разместили в башне: командира — справа от орудия, наводчика — слева и двух заряжающих — сзади; они же управляли и пулемётами.
Первый экземпляр опытной машины был готов 8 сентября, второй — 25 декабря 1946 г. На ходовых испытаниях они показали поразительную для такой машины скорость — 60 км/ч, средняя скорость по булыжной дороге составила 32 км/ч. Ни один из тяжёлых танков того времени не мог похвастаться такими скоростными характеристиками.
В течение всего 1947 г. параллельно с длительными испытаниями двух первых опытных ИС-7 велась работа по созданию его следующего — улучшенного — варианта. Так, усилили бронирование корпуса и башни после обстрела 88-мм, 122-мм и 128-мм снарядами на полигоне НИИБТ их образцов, изготовленных на Ижорском заводе. Толщину лобовых и верхних бортовых листов увеличили до 150 мм, поставив их под вертикальными углами наклона 50° — 52°, кормовых — до 70 мм при 55° наклона. Башне придали менее уязвимую форму — она стала более округлой; толщину её лобовой части довели до 240 — 350 мм при угле наклона 45° — 0°, боковых листов — до 185 — 240 мм при углах 30° — 45°. Такую броню, да ещё установленную под большими углами, не могли пробить самые крупные из существовавших в то время 128-мм и 130-мм бронебойных калиберных снарядов (БКС).
Новый вариант ИС-7 вооружили новой 130-мм пушкой С-70 с длиной ствола 54 калибра. Её БКС массой 33,4 кг имел начальную скорость 900 м/с и пробивал 163-мм броню, установленную под углом 30°, на расстоянии 1000 м, а 143-мм — на 2000 м.
Характерным внешним отличием пушки С-70 от С-26 служила конструкция дульного тормоза: на С-70 он был с небольшими круглыми отверстиями, а на С-26 имел щелевую конструкцию.
Танк получил прибор управления огнём со стабилизатором, обеспечивавшим наведение прицела независимо от пушки. Приведение её ствола к стабилизированной линии прицеливания и производство выстрела происходили автоматически.
километры пробега по испытательной трассе в районе Красного Села опытные экземпляры машин, которые вели водители-испытатели В. Ляшко и К. Ковш (они испытывали еще первые КВ), прошли без замечаний. Однако при боевом обстреле на полигоне случилось непредвиденное: один из снарядов, скользнув по наклонному борту, ударил в блок подвески и тот отскочил от днища вместе с катком. Машина села на грунт, и один из членов комиссии сравнил танк с «колоссом на глиняных ногах». Затем во время пробега на одной из машин загорелся двигатель, правда, уже выработавший свой гарантийный срок на испытаниях. Автоматическая система пожаротушения дала два срабатывания, но ликвидировать возгорание не удалось. Экипажу пришлось покинуть машину, и она полностью сгорела. При этом выяснилось, что резиновые баки для топлива, которые конструкторы установили на танк вместо обычных металлических для экономии веса, являются источником дополнительной пожароопасности.
Несмотря на выдающиеся характеристики, ИС-7 не получил одобрения Госкомиссии, хотя в то время ни один из тяжёлых танков не имел такого комплекса основных боевых показателей. Так, немецкий тяжёлый танк «Королевский Тигр» при сравнимой массе существенно уступал ИС-7 по всем параметрам, равно как и американские опытные тяжёлые Т29, ТЗО, Т32, Т34.