В продолжение предыдущих постов: "Теория пробития брони" в игре и Осколочно-фугасное действие снаряда в которых я знакомил Вас с игровой механикой, пожалуй продолжу, на этот раз расскажу про заброневое действие бронебойного и подкалиберного снарядов:
У любого снаряда в игре есть число хитпойнтов урона по танку, указанное в его характеристиках.
Кроме этого числа, у снаряда есть неявный параметр - хитпойнты урона по модулям.
Обычно количество хитпойнтов "урона по модулям" составляет 4/3 (133,3%) калибра снаряда, однако может быть изменнено в ту или иную сторону. Например, у мелкокалиберных фугасов этих хитпойнтов больше, чтобы повысить вероятность повреждения модулей даже без пробития основной брони.
При выстреле рассчитываются (рандомизируются в диапазоне плюс-минус 25%) мгновенные значения бронепробиваемости, урона по танку и урона по модулям. Бронепробеваемость начиная с расстояния стрельбы 100 метров линейно уменьшается, уроны обоих видов остаются постоянными. После первого попадания в любой элемент collision model боевой машины бронебойный (подкалиберный) снаряд движется по прямой, последовательно преодолевая преграды (модули, броню экранов), до тех пор, пока не потеряет бронепробиваемость, отрикошетирует, или попадает в объект с damage factor = 1. В момент попадания в такой объект - снимается "урон по танку". Это происходит только один раз: считается, что после этого снаряд попадает в заброневое пространство. Расстояние, которое снаряд может пролететь после этого, равно 10 его калибрам, независимо от новых попаданий в те или иные части внутреннего устройства боевой машины.
Внутренние рикошеты в игре отсутствуют, и при попадании в броню изнутри под углом, предполагающим рикошет, снаряд исчезнет. Снаряд исчезает так же в случае, если число хитпойнтов урона по модулям у него уменьшается до нуля. Поэтому возможны ситуации, когда снаряд пробивает основную броню, уже не имея хитпойнтов урона по модулю (в случае повреждения пушки или прибора наблюдения). В этом случае снаряд исчезнет сразу же после снятия урона с танка. Рисунки пробитий рисуются на броне и деталях танка только в точках входа снаряда, точки выхода никак не помечаются.
Если снаряд попадает в заброневое пространство, имея ненулевое число хитпойнтов по модулям, он может повредить тот или иной внутренний модуль танка, либо контузить танкиста. Любой модуль (танкист) поражается с некоторой вероятностью, которая лежит в пределах 20-70% (индивидуальная для каждого вида модулей). Количество хитпойнтов у танкиста равно 25, и именно на это число уменьшается число хитпойнтов урона по модулям снаряда, если танкст контужен. Однако, контузия фиксируется даже при снятии одного хитпойнта, если у снаряда на этот момент он был единственным (снаряд в этом случае исчезает). Поэтому практически любой снаряд в игре может контузить танкиста. Если танкист не смог "увернуться" от бронебойного снаряда и оказался контужен, а у снаряда после этого остались хитпойнты урона по модулям, снаряд летит дальше. Если модуль получил урон, снаряд так же летит дальше. Если же модулю удалось "увернуться", снаряд "разрушается" независимо от оставшегося у него урона по модулям и дальше не летит. Исключение составляют орудие и приборы наблюдения, после попадания в которые снаряд продолжает свой полёт, если у него всё ещё есть нерастраченный урон по модулям.
Следует особо выделить ситуацию с нанесением урона гусеницам танка. Гусеницы - внешний модуль, имеющий ненулевое значение толщины брони. При попадании бронебойного снарда в гусеницу, ей всегда наносится урон, связанный с числом хитпойнтов урона по танку, которые есть у снаряда. Хитбокс "гусеница" поделён на три сегмента. На примере гусениц "Матильды" - ленивец 01, ведущее колесо 02, средняя часть 03:
Независимо от места попадания и того, в какие элементы конструкции танка снаряд попадал ранее, гусенице наносится урон, равный числу её хитпойнтов (или числу хитпойнтов урона по танку, если у снаряда их меньше, чем у гусеницы). При этом число хитпойнтов урона по танку у снаряда не уменьшается, а с гусеницы снимается либо полный урон (попадание снаряда в сегменты 01 и 02), либо 1/3 урона (попадание в сегмент 03).
Разберём всё вышеизложенное на примере попадания бронебойного снаряда в маску пушки танка КВ-2. Используется подробная схема бронирования и внутреннего устройства поздней ("уменьшенной") башни КВ-2 с пушкой М-10 (152 мм). Это тот самый КВ-2, который наводил ужас на немцев в 1941 году.
Танк У-7 с первым образцом "пониженной башни"
Башня игровой реализации этого танка в разрезе:
- 01. броня погона башни, 75 мм (группа брони, damage factor=1);
- 02. механизм поворота башни, 0 мм (модуль, damage factor=1);
- 03. броня полика башни, 40 мм (группа брони, damage factor=1);
- 04. броня полика башни, 75 мм (группа брони, damage factor=1);
- 05. боеукладка, 0 мм (модуль, damage factor=1);
- 06. боковая броня башни, 75 мм (группа брони, damage factor=1);
- 07, 11. заряжающие (модуль "танкист", damage factor=0);
- 08. броня крыши башни, 40 мм (группа брони, damage factor=1);
- 09. приборы наблюдения, 0 мм (модуль, damage factor=0);
- 10. командир танка (модуль "танкист", damage factor=0);
- 12. наводчик (модуль "танкист", damage factor=0);
- 13. броня лба башни, 75 мм (группа брони, damage factor=1);
- 14. броня неподвижной части маски пушки, 90 мм (группа брони, damage factor=1);
- 15. "мембрана" выреза в маске пушки, 0 мм (группа брони, damage factor=1)*;
- 16. 152 мм пушка М-10, 60 мм (модуль, damage factor=0);
- 17, 19. броня подвижной части маски пушки, 110 мм (группа брони, damage factor=0)**;
- 18. боковая броня маски пушки, 30 мм (модуль, damage factor=0);
* - "мембрана" предназначена для того, чтобы был урон по танку при попадании снаряда строго по оси пушки.
** - подвижная часть маски пушки перекрывает неподвижную, и может случиться так, что снаряд будет пробивать последовательно 110 мм "экрана" 17 и 90 мм "основной брони" 14 маски пушки.
Изучив схему бронирования и внутреннего устройства башни, перейдём к анализу возможного варианта попадания бронебойного снаряда в башню танка КВ-2.
В этом нам поможет схема башни и траектории снаряда, вид строго сверху:
- При выстреле рассчитывается (рандомизируется) мгновенная бронепробиваемость, урон по танку и урон по модулям. Если дальность стрельбы превышает 100 метров, то эта бронепробиваемость дополнительно уменьшится. Каждое новое пробитие брони так же будет уменьшать бронепробиваемость.
- Первая встреча снаряда с бронёй танка пришлась на фронтальную бронедеталь 19 подвижной маски пушки (в реальности за ней находятся противооткатные устройства), её толщина 110 мм. Далее до точки рикошета снаряд движется по прямой.
- Далее снаряд пробивает изнутри 30 мм боковую броню 18 откатников.
- Попадает в бронедеталь 17 подвижной (110 мм) части маски пушки.
- Попадает в бронедеталь 14 неподвижной (90 мм) части маски пушки (здесь наносится урон танку в целом, соответствующий указанным в ТТХ хитпойнтам снаряда плюс-минус 25% разброса. Это первый встреченный объект с damage factor=1).
- Наконец, снаряд попадает внутрь танка, обладая ещё не истраченными хитпойнтами "урона по модулям" (плюс-минус 25% от табличных). Здесь бронебойный снаряд может пройти расстояние не более 10 калибров, чего для некторых боеприпасов вполне достаточно, чтобы попасть в командира танка 10.
- А затем и в одного из заряжающих 07 (число хитпойнтов у танкиста равно 25, что практически всегда достаточно для контузии). Конечно, танкисты могут увернуться и не получить контузии, но на полёт снаряда этот факт не повлияет.
- Снаряд достигает боковой брони башни 06 изнутри. В текущей версии игры 0.8.1 он здесь исчезает. Однако ранее в игре существовали "внутренние рикошеты", и с учётом этого снаряд отрикошетирует от боковой брони 06 (отсчёт "10 калибров" начинается снова) внутрь башни.
- И может попасть в боеукладку 05, нанеся ей урон вплоть до детонации снарядов и уничтожения танка.
Особо отмечу, что в рассматриваемом случае бронебойному снаряду придётся пробивать, прежде чем он сможет нанести повреждения танку, целых три "экрана" с толщиной брони 110, 30, 110 мм, что в сумме, даже без учёта угла встречи, составит 250 мм.