В ожидании "Мора". Обзор Pathologic Classic HD
- видео,
- обзор,
- steam,
- игры,
- авторский пост,
- мор,
- хорошая игра
Споры о видеоиграх, как об отдельном виде искусства, не замолкают по сей день. Конечно, далеко не каждая современная игра может гордо называться «Произведением». Однако, несмотря на расхожий стереотип о развлекательном характере видеоигр, некоторые из них всё же решаются вступить с игроком в серьёзную беседу за жизнь. "Мор. Утопия" (также известная как Pathologic) - как раз из таких.
Встречают, как известно, по одёжке. И уже на этом этапе «Мор» производит неизгладимое впечатление. Здесь куда ни ткни — всё не так, как у других. Можно по-разному относиться к музыке, представляющей из себя то странную электронику, то эмбиент с индийскими напевами, но вряд ли вы услышите что-нибудь подобное в эфирах радиостанций и телевидения. Можно по-разному относиться к визуальному ряду, но вряд ли вы видели что-то похожее.
Игровой сеттинг уникален. Чего стоят
Хотя геймплей тоже не отстаёт. Это сейчас игр на тему выживания пруд пруди, а в далёком 2005 году эта тема была в диковинку. Уникальность игровой механики заключается в жёстком временном ограничении: игроку отводится 12 дней на выживание в степном городе в условиях эпидемии. В качестве главного антагониста здесь выступает таинственная болезнь, именуемая Песочной Язвой. Выжить будет не просто. Игроку придётся есть, чтобы утолить голод; спать, чтобы снять усталость; принимать иммунные таблетки и антибиотики с вредными для здоровья побочными эффектами. Предметы можно обменивать у прохожих, покупать по дико растущим ценам и находить в карманах мёртвых врагов.
Каждый игровой день вы перемещаетесь по городу от одного сюжетного персонажа к другому, а игра генерирует случайные встречи с бандитами (с ними разговор короткий), с детишками (у них можно наменять кучу всего полезного) и с заразными облаками, распространяющими инфекцию.
Не дай вам Бог оказаться между огнемётчиком и пробегающей мимо крысой - быстрая смерть гарантирована.
Боевая система тоже преподносит сюрпризы, в большинстве своём неприятные. Искусственный интеллект поражает своей примитивностью, игровые модели застревают где ни попадя. Огнестрельное оружие быстро изнашивается, что негативным образом влияет на вашу меткость. Даже если вы как следует прицелитесь, это не даёт вам никаких гарантий. В итоге местные перестрелки напоминают русскую рулетку. Патроны в «Утопии» на вес золота, поэтому в случае промаха рекомендую загружать последнее сохранение (благо сохраняться можно в любой момент) и испытывать удачу по-новой. Стоит ли говорить, как сильно все эти неудобства портят атмосферу игры.
Играбельных персонажей всего трое. Даниил Данковский, доктор медицинских наук; Артемий Бурах, по профессии хирург, и таинственная девушка Клара. У каждого уникальный набор способностей и своя роль в сюжете. Чтобы узнать всю историю целиком, игру придётся пройти три раза, что с учётом всех трудностей может занять игрока на добрую сотню часов. Вы будете представлять одну из трёх фракций. У каждой - свой район обитания, свои лидеры, свой взгляд на проблему и вообще своя правда. У каждого играбельного персонажа свой круг приближённых, и ваша задача - спасти их жизни любой ценой. Каждый день вам будут выдаваться задания, которые надо выполнить до наступления полуночи, в противном случае один из приближённых может погибнуть. Есть и необязательные задания, проливающие свет на некоторые детали сюжета, но времени на их выполнение, как правило, катастрофически не хватает. Тайм-менеджмент в этой игре актуален как никогда.
Сюжет в игре интересный, интрига держит до самого финала, но вряд ли этот финал вас обрадует.
Вторым на сцену выходит Артемий Бурах. Его история куда более внятная. Она сдобрена неким подобием мифологии. Через Артемия игрок познаёт ритуалы и обычаи степного народа, населяющего город и окрестности. Персонажи, с которыми вы будете общаться, охотнее идут на контакт, их мотивы хоть как-то прослеживаются. И когда Артемий решает спасти город ценой уничтожения башни, его вполне можно понять.
Однако, трудно не заметить общую абсурдность ситуации. Авторы игры ставят жирнейший акцент, представляя город живым организмом. И двое главных персонажей (оба - представители медицины!), спорят, как лечить парнокопытное. Я немного утрирую, но между героями развивается примерно такой диалог:
- Давай ампутируем голову!
- Нее, давай саданём по брюху что есть мочи.
Герои (а вместе с ними и авторы игры) как будто не замечают, что предлагаемые ими решения слишком радикальны, и вряд ли понравятся игрокам.
И тем не менее, каждый из героев может самоустраниться и уступить место самозванке Кларе, у которой как раз таки есть возможность спасти как башню, так и город. Вопрос в цене и в методах. А методы у девушки весьма скверные. В игре нет другого персонажа, которому бы приходилось так активно прокрадываться в дома с целью поживиться за чужой счёт. У Клары периодически возникают проблемы с репутацией, но денег у неё полные карманы. История самозванки самая скучная и монотонная. Будьте готовы к повторяющимся квестам, одинаковым диалогам, и прочим несуразностям. Интригующая мистическая завязка уже на середине скатывается в рутину. Клара то ищет своего тёмного двойника, то решает вооружённый конфликт, возникший между Артемием и Даниилом (тут мы видим явное противоречие с другими сюжетами, поскольку при игре за других протагонистов, никакого вооружённого конфликта между главными героями не возникает). И так почти каждый игровой день. В итоге история Самозванки сводится к планомерному захвату города по кусочкам с устранением конкурентов, которому не иначе как для контраста придали религиозного душка. Приближённые Клары все сплошь обманщики, эгоисты и тираны. Но в финале все они вдруг ни с того ни с сего решаются буквально принести себя в жертву ради спасения города. Даже Гриф - лидер местных бандитов — в глубине души оказывается белым и пушистым. Откуда столько наивности? И почему бандитский путь ведёт к самому счастливому финалу? Непонятно.
Сколько лет прошло, а коробка с игрой всё пылится на полочке.
Оригинальная версия «Мора» вышла в 2005 году на персональных компьютерах и была буквально нашпигована разного рода ошибками: тормозила, периодически зависала и вылетала на рабочий стол. Тогда я так и не смог её осилить. Однако, спустя 10 лет игру подлатали и выпустили на популярном сервисе Steam. Избавиться от всех болячек, увы, не получилось. Детали окружения подгружаются прямо на ходу, а визуализация огненных эффектов периодически вызывает подвисания даже на современных конфигурациях ПК. Для испытания своего компьютера на прочность можете вызвать консоль и ввести команду «fly on» - в режиме полёта движок игры покажет вам своё истинное лицо. Жаль это констатировать, но московская студия Ice-Pick Lodge до сих пор не умеет оптимизировать свои игры. Однако, не всё так плохо. Версия 2015 года, похоже, полностью излечилась от вылетов и зависаний. У меня за всё время игры не было ни одного критического сбоя. А следовательно, все вышеперечисленные технические недостатки вполне можно терпеть.
И всё-таки игра цепляет своей атмосферностью. Несмотря на откровенную тягомотность в некоторых эпизодах, «Мор. Утопия» способна увлечь игрока на десятки часов благодаря детально проработанному сеттингу и необычным дизайнерским находкам. Передвигаясь по городу от одного сюжетного персонажа к другому, вы будете нередко задумываться о судьбах этого мира. Игра полна спорных решений и сомнительных идей, но в конечном счёте именно они составляют её индивидуальность. Авторы затрагивают философские и нравственные вопросы, и вряд ли все полученные в процессе игры ответы удовлетворят вашему любопытству или угодят вашему мировоззрению, но попытка засчитана.
Актуальности добавляет тот факт, что в данный момент авторы трудятся над перезапуском «Мора», который должен состояться в этом году. Судя по материалам, выложенным в сеть, это будет абсолютно новая игра. Да, в ней много элементов, знакомых по классической версии, но ощущения от игрового процесса отличаются кардинально. И это хорошо. Надеюсь, что в новом «Море» авторы учтут все ошибки оригинала и сделают всё чин по чину. Как говорится, верим, надеемся и ждём с нетерпением.
Видеоверсия рецензии: