Дипломатия
* Отношение AI к игроку теперь показывается на экране дипломатии и в выпадающем меню.
* Добавлена информационная подсказка по настроению AI лидеров. Там указано, что именно радует/огорчает AI игроков.
* Новая дипломатическая опция: Декларация Дружбы (публичная декларация с дипломатическими последствиями)
* Новая дипломатическая опция: Расторжение [дружбы] (публичная декларация с дипломатическими последствиями)
* Новые дипломатические ответы лидеров (Предупреждение о значительной экспансии, Агрессивная военная политика, Обмен ресурсами роскоши, Обмен картами, Просьба о подарке).
* Отказ в дружеской просьбе теперь ведет к ухудшению отношений.
* AI-лидеры могут высказать свое мнение, если игрок объявляет о дружбе или разрыве с другой цивилизацией. Конкретная реакция зависит от ситуации – если вы подружились с кем-то, кого данный лидер не любит, он может вас обругать.
* AI-лидеры могут попросить своих друзей о разрыве отношений с их врагами для демонстрации дружбы. Отказ способен сильно их огорчить.
* AI-лидеры могут разрывать отношения с друзьями (предавать их). Информация о таком вероломстве показывается на экране обзора дипломатии.
* * * * * * * * * * * * * * *
Искусственный интеллект (AI)
Тактический AI
* Точно оценивает, какие юниты противника могут напасть на отряды AI на следующем ходу.
* Сортирует вражеские цели (в рамках классов) по уровню повреждений.
* Использует городской потенциал бомбардировки совместно с другими дистанционными юнитами, когда это возможно.
* Никогда не использует дистанционный обстрел города, если его здоровье уже опустилось до 1.
* Более активно применяет окапывание для юнитов, которые не собирается перемещать.
* Все формы патрулирования улучшений местности (guarding improvements) получили самый низкий приоритет.
* Не помечает соседние с вражеским кораблем тайлы как хорошие для фланговой атаки – фланговые атаки для флота не действуют.
* Обновлен код грабежа (pillaging) местности – приоритетом являются ресурсы и торговые пути противника (а не обычные фермы и шахты). Он также предотвращает возможность грабежа в зоне вражеского доминирования. Варвары по-прежнему будут грабить все подряд.
* Никогда не использует отряды с дистанционным ударом для получения фланговых бонусов.
* Уменьшена вероятность «самоубийственных» атак.
* Лучше настроен на защиту столицы или другого города, если в радиусе 5 тайлов есть враги.
Победа
* AI игроки более агрессивно стремятся к Дипломатической победе (подкупают города-государства), если у них много денег.
* AI игроки более склонны форсировать строительство компонентов Космического корабля, если нацелены на Космическую победу.
Цивилизации* Изменены настройки некоторых лидеров, чтобы они более успешно использовали свои уникальные свойства.
* Настройка стратегии Наполеона – теперь он больше нацелен на культурную победу.
Бой / Юниты
* Не использует Верховые отряды для обороны на холмах.
* Чаще строит оборонительные отряды.
* Более агрессивно охотится на варваров в начале игры.
* Строит немного больше кораблей.
* Создает дистанционные (ranged) и мобильные отряды в соответствие со своими настройками предпочтений (flavor) – в целом, это означает больше мобильных юнитов.
* Более эффективно создает, перемещает и использует авиацию.
* Сможет строить больше юнитов на уровнях сложности выше Принца.
* Чаще создает осадные орудия и более эффективно использует их при штурме городов.
* Лучше задает цели для ядерного удара.
* Не будет создавать отряды ПВО, если воздушная угроза отсутствует.
* Скауты AI и скауты в авто-режиме будут доходить до границы обзора, а затем продолжат исследование территории.
Исследование территории / Экспансия
* Активизирует производство юнитов для исследования океана, когда придет время.
* Будет регулярно колонизировать другие континенты.
* Более агрессивная вторая волна экспансии (прежде всего, морская) после начальной консолидации империи.
* Улучшены способности AI в использовании и защите дальней бомбардировки.
* Поселенцы лучше понимают карты с большим количеством морей.
* Будет брать «деревушки» на других континентах.
* Будет чаще захватывать пустые лагеря варваров.
Рабочие / Городской AI
* Большие города будут чаще строить здания, обеспечивающие счастье и деньги.
* Повышен приоритет восстановления улучшений (repair builds) среди задач Рабочих.
* Чаще строит стены в городе, который был столицей.
* Строительные задачи теперь учитывают отдачу (yields) тайлов во время Золотого века и сортируют их по общей отдаче и по отдаче определенного типа (золото, молотки, еда).
* Раньше начинает создание экономики (More likely to build up economy early).
* Множество улучшений AI Рабочих.
Разное
* Глобальная стратегия (Grand Strategy) больше привязана к предпочтениям AI (flavors).
* Расформировывает (disband) устаревшие отряды, даже если не теряет из-за них деньги на содержание.
* Немного чаще модернизирует (upgrade) отряды.
* Небольшие изменения в предпочтениях по общественным институтам.
* Глобальная стратегия влияет на выбор общественных институтов.
* Глобальная стратегия несколько больше влияет на выбор технологий.
* Не посылает экспедиции на варваров, если собственная защита под вопросом.
* Меньше использует порты во внутриконтинетальном море для серьезного строительства флота.
* Дальнейшая оптимизация механизма поиска пути (pathfinder).
* * * * * * * * * * * * * * *
Игровой процесс (Gameplay)
Города / Здания
* Новое Национальное чудо: Казначейство (National Treasury). Требует наличия Рынков во всех городах. Дает 8 золота в ход.
* Новое Национальное чудо: Большой цирк (Circus Maximus). Требует наличия Колизеев во всех городах. Дает 5 счастья.
* Библиотека не дает места для специалистов (было 2 для ученых).
* Бумажная мастерская не дает места для специалистов (было 2 для ученых).
* Ват дает 2 места для специалистов (было 1)
* Школа: 1 колба с каждого жителя, 1 очко для Великого ученого, 1 культура в ход, содержание 3.
* Обсерватория дает 1 место для специалистов (раньше не было).
* Лаборатория дает 2 места для специалистов (было 1).
* Водяная мельница: 2 еды, 1 молоток, содержание 2 (было 2-0-2).
* Цирк: 2 счастья, бесплатное содержание (было 3-3).
* Театр дает 5 счастья (было 4).
* Стадион дает 5 счастья (было 4).
* Суд теперь можно купить и за деньги (дорого!). Его производственная стоимость и содержание снижены.
* Защитные здания (Стены, Замок, Военная база) больше не требуют содержания.
* Защитные здания теперь ускоряют восстановление сил города.
* Увеличена сила города в зависимости от технологического развития.
* Уменьшен эффект от Запретного города и Меритократии (счастье от каждого города).
* Уменьшено количество еды, необходимое для дальнейшего роста больших городов.
* Здания теперь не смогут давать счастья больше, чем численность населения города (это ограничение не распространяется на Чудеса).
* Литейный завод (Ironworks) теперь дает 10 молотков, а не процентный бонус (было +20%).
* Академия (National College) теперь дает 5 колб в ход в дополнение к процентному бонусу.
* Эрмитаж дает 5 культуры в ход в дополнение к другим бонусам.
* Решена проблема эксплоита, связанного с выбором разрушения захваченного города и последующей отменой разрушения.
* Города в процессе разрушения испытывают от этого несчастье.
* Города восстанавливают силы быстрее.
Юниты / Прокачки
* Кавалерия теперь устаревает после открытия Двигателя внутреннего сгорания (Combustion).
* Бомбардировщики Стелс не могут базироваться на Авианосцах.
* Разрешается только один апгрейд для отдельного юнита при получении бонуса от «деревушек».
* Добавлена вторая прокачка для переправы (embarkation) – «Защитная переправа».
* Увеличены повреждения юнитов в морских сражениях.
* Все Верховые отряды ближнего боя получают штраф при штурме городов.
* Увеличены штрафы Верховых отрядов и Бронетехники при атаке города (с 40 до 50%).
* Уланы и соответствующие уникальные отряды теперь модернизируются до Вертолетов.
* Кавалерия теперь модернизируется до Танков.
* Снижена сила Всадников и Гетайров.
* Прокачки юнитов необходимо выбрать сразу после получения достаточного боевого опыта (в тот же ход, или в начале следующего, если это результат сражения).
* Снижена сила Катапульт и Требушетов против юнитов, но увеличена их сила против городов.
* Уменьшена эффективность Лучников и Арбалетчиков (а также заменяющих их уникальных отрядов) при атаке городов.
* Снижены некоторые боевые бонусы: фланговая атака (flanking) – с 15 до 10, Великий Генерал (с 25 до 20), Дисциплина (с 15 до 10), Военная традиция (x1.5 вместо x2)
* Мобильный ЗРК больше не потребляет Алюминий.
* Боевой штраф на открытых ландшафтах снижен до 10%.
* На прохождение болот теперь тратится 3 очка передвижения (3 moves to enter). Колесницы не смогут проходить их слишком быстро.
Города-государства
* Уменьшены бонусы от торговых городов-государств. Дружественные ГГ дают 2 еды в столицу и ничего другим городам, Союзные ГГ дают 3 еды в столицу и 1 – в другие города.
* Теперь только первые 3 юнита, подаренные городу-государству, принесут дополнительное влияние.
* После уничтожения варваров на территории города-государства в течение 5 ходов не снижается влияние из-за «вторжения».
Счастье
* Если несчастье населения превышает определенный порог (-20), это вызывает восстания в империи, в зависимости от количества городов.
* Снижен порог счастья, необходимый для начала Золотого века.
* Порог счастья, необходимый для начала Золотого века, теперь увеличивается по мере роста числа городов в империи.
Общественные институты
* Земельная элита (ветка «Традиция») теперь уменьшает порог культуры для роста границ на 2/3.
* Монархия (ветка «Традиция») теперь дает 1 золото с каждых 2 жителей столицы.
* Воля (Liberty) ускоряет создание Поселенцев только в столице.
* Традиция дает 50% рост населения в столице.
* Теократия снижает несчастье на 25%.
* Реформация начинает Золотой век на 10 ходов.
* Рационализм начинает Золотой век на 4 хода.
Научное древо
* Добавлена связь между Военной наукой и Динамитом.
* Добавлена связь между Госслужбой и Образованием.
* Добавлена связь между Экономикой и Научной теорией.
* Добавлена связь между Рыцарством и Акустикой.
* Перелив науки теперь работает корректно (излишек колб после открытия науки переходит на следующее исследование).
Общее
* Исправлен баг, из-за которого щелчок на городе не активировал гарнизон.
* Чудеса природы теперь дают культуру (если обрабатываются) и счастье (если находятся в границах империи), если такое свойство включено для чуда в XML.
* Общественные институты теперь необходимо выбрать сразу после накопления достаточного количества очков (в тот же ход).
* Культурная стоимость общественных институтов больше не снижается (решение на эксплоит с продажей городов для уменьшения стоимости институтов). Разрушаемые города не увеличивают культурный порог для получения нового института.
* Снижен (с 20 до 15) порог культуры города, необходимый для получения первого дополнительного тайла.
* Добавлены 3 новых Чуда Природы и соответствующий игровой код «редкости» для основной игры и сценария «Новый Свет».
* Уменьшено количество очков счета от Чудес (25 вместо 40) и городов (8 вместо 10), увеличена роль численности населения в счете (с 3 до 4 за жителя).
* * * * * * * * * * * * * * *
Интерфейс
* Добавлена панель XP для авиации. Авиация не получает опыт при атаке города, у которого остался только 1 хитпойнт.
* Имя игрока в табло счета изменено на «Вы».
* Добавлена игровая опция, отключающая удаление особенностей ландшафта (леса, джунгли и тд.) для Рабочих в автоматическом режиме.
* Счастье от гарнизонов теперь будет показываться в информационной подсказке по счастью.
* Функция загрузки карты теперь будет показывать точный размер и тип сохраненной карты.
* Новый экран загрузки для Монголов (Чингисхан на нем более злой, чем был на прежнем экране).
* Добавлена опция, позволяющая отключить обязательный выбор прокачки или общественного института для завершения хода.
* Штраф при атаке города через реку теперь показывается в превью битвы (штраф был и раньше, но не показывался).
* Экран Глобальной политики обновлен в соответствии с изменениями в дипломатической системе.
* Больше не получится форсировать завершение хода (Shift+Enter) при блокирующих уведомлениях. Но теперь его можно форсировать, игнорируя юниты, ожидающие приказов.
* Многочисленные настройки и исправления багов.
* * * * * * * * * * * * * * *
Моддинг
* Количество файлов в категории теперь будет включать и файлы из подкатегорий.
* Выбор/Отключение категории автоматически включает/отключает подкатегории.
* Улучшен принцип сокращения имен категорий, чтобы они лучше вписывались в имеющееся пространство.
* Не показываются категории, в которых нет файлов и подкатегорий.
* Добавлена поддержка перехода к языку по умолчанию (если мод не переведен на локальный язык, текст переключается на английский, и текстовые стринги «TXT_KEY…» не показываются).
* Длинные текстовые значения, такие как в опции «Отдельное спасибо», не будут вылезать за рамки браузера.
* Категории в браузере модов теперь обновляются гораздо быстрее.
* Многочисленные дополнительные фиксы и настройки браузера модов.
* Поддержка модов, которые существенно изменяют технологическое древо (добавление, удаление и изменение технологий, построек и юнитов).
* Добавлена система событий GameEvents для возможности изменения специфического функционала DLL игрового процесса.
* Исправлена работа опции «Reload Landmark System» для модов. Теперь обновление идет через «ArtDefine_Landmarks».
* Множество изменений в SDK (совсем скоро будет доступна новая версия).
* * * * * * * * * * * * * * *
Разное
* Исправлен небольшой баг с добавлением длинных дорог вокруг существующих особенностей ландшафта.
* Исправлена проблема с бомбардировкой через линию разрыва круглой карты (Fixed bombard arrow across world wrap).
Версии / Сохранения
* Исправлена проблема с форматом сохранений, из-за которой значительно увеличивалась нагрузка на оперативную память при частых загрузках сейвов в ходе игры. Это серьезно повышало риск вылетов в поздней стадии партии.